Эвакуация авто в Киеве обходится неоправданно дорого – сумму можно оспорить и снизить вдвое

Эвакуация авто в Киеве обходится неоправданно дорого – сумму можно оспорить и снизить вдвое

 
Между центральными и киевскими властями возник спор относительно размера оплаты, который могут взыскивать с автомобилистов, нарушивших правила парковки, за эвакуацию их транспортных средств. В 2013 году правительство утвердило порядок временного задержания автомобилей, где был определен и ценник услуги. Но в 2020 году в КГГА решили, что инспекция по парковке имеет законное право самостоятельно установить стоимость эвакуации и хранения машин на штраф-площадках. UBR.ua попросил юристов оценить, чья позиция более правомочна – и могут ли киевляне оспаривать выписываемые им суммы за эвакуацию машин.

Позиции сторон

Киевские предприятия по эвакуации машин, нарушивших правила парковки, с середины 2020 года применяли к автомобилистам тариф в 1270 грн за транспортировку транспортных средств на штраф-площадку. В то же время совместным приказом МВД, Минэкономразвития и Минфина от 2013 года были утверждены другие ставки – размер платы за транспортировку ТС в нем прописан на уровне 600 грн, а хранение на стоянке – 120 грн/сутки в первую неделю, и 20 грн/сутки в последующие. Это стало основанием для Офиса генпрокурора открыть уголовное производство в отношении руководства Департамента транспортной инфраструктуры КГГА и инспекции по парковке. Прокуратура считает, что они, а также директоры трех частных фирм по эвакуации создали "преступное объединение". Разницу между официальным размером штрафа и 1270 грн фигуранты дела распределяли между собой, считает следствие.

Как объяснял UBR.ua один из подозреваемых прокуратурой чиновников, замдиректора Департамента транспортной инфраструктуры Дмитрий Рахматуллин, муниципальные власти утвердили указанный тариф еще в 2020 году. Чиновник уверен, что КГГА имели законное право самостоятельно разработать стоимость эвакуацию. Рахматуллин пояснил, что ссылка на приказ МВД, Минэкономики и Минфина о размере тарифа прописана в постановлении №1102, которое определило порядок временного задержания ТС для сотрудников Нацполиции. Инспекция по парковке должна руководствоваться другим постановлением – №990 – разработанным правительством специально для инспекции. В этом документе нет требования применять к нарушителям конкретный размер платы. Отметим также, что необходимость повышения услуги по эвакуации Рахматуллин объясняет еще и тем, что разработанные правительством прайсы были устаревшими и экономически невыгодными – из-за них два коммунальных предприятия столицы, "Киевпастранссервис" и "Центр организации дорожного движения", понесли убытки от 0,5 млн до 1 млн грн, отметил он.

Подробно позиция КГГА приведена здесь: https://ubr.ua/market/auto/v-khha-prokommentirovali-obvinenija-henprokuratury-o-zavyshennykh-shtrafakh-za-evakuatsiju-avto-4006175.

Можно ли оспорить штраф в 1270 гривень

UBR.ua обратился к адвокату АО Credence Карине Фанштейн, чтобы оценить правомочность позиции сторон и узнать, могли ли киевские власти самостоятельно установить ставку штрафа за нарушение парковки. Она отметила, что согласно совместному приказу министерств, его нормы должны использовать не только полицейские."Пр описанные в приказе размеры взыскания должны применяться всеми предприятиями, учреждениями и организациями, которые осуществляют деятельность, связанную с доставкой и хранением транспортных средств. Тариф не зависит от субъекта, который обнаружил правонарушение, будь он инспектор или работник Нацполиции", – констатировала адвокат. В отношении того, могут ли автомобилисты, которые ранее оплачивали штраф в 1270 грн, добиться возврата переплаты или компенсации в судебном порядке, Фанштейн отметила, что на данный момент такие попытки будут безосновательными.

Пока в отношении чиновников КГГА продолжается следствие, любые обстоятельства, которые приводят обвинители, не могут считаться доказанными. Однако те автомобилисты, у которых в настоящее время еще не истек срок обжалования постановлении об административном взыскании за нарушение правил парковки, имеют возможность обратиться в суд и обжаловать такое постановление в рамках административного дела. "В качестве дополнительного основания нужно ссылаться на необходимость применения размеров платы, установленных приказом министерств от 2013 года", – пояснила Фанштейн. Обжаловать постановление об админнарушении правил парковки можно лишь в течение 10 дней с момента его вручения. С другой стороны, обращаясь с иском нужно рассчитать, не превысят ли судебные издержки возврат переплаченной суммы за эвакуацию. Фанштейн указывает, что при обращении в суд необходимо заплатить судебный сбор и "в большинстве случаев понести траты на правовую помощь". "Эти суммы могут значительно превысить сумму штрафов", – указала Карина Фанштейн.

В свою очередь автоюрист Вадим Володарский полагает, что в целом украинский порядок эвакуации автомобилей сомнителен с точки зрения законности. Согласно рассматриваемым подзаконным актам, с нарушившего правила парковки водителя взыскивают не админштраф (который может быть выписан отдельно), а, по сути, оплату услуги по транспортировке и хранению ТС.
"Исходя из закона о защите прав потребителей, такая транспортировка не может быть принудительной и осуществляться без заказа. Здесь есть коллизия. Поэтому я бы оспаривал не штраф, а сам факт принудительного взыскания за незаказанную услугу", – считает Володарский.

Если автомобиль эвакуируют безосновательно

Завышенные штрафы – не единственное, в чем обвиняют департамент КГГА. В прокуратуре заявляли, что "организованная преступная группа" имела "план" по количеству эвакуаций в день – чтобы его выполнять, им приходилось устанавливать перед припаркованными машинами знаки "Дорожные работы". Отметим, что согласно разработанным порядкам, эвакуировать можно только те ТС, которые существенно препятствуют дорожному движению, создают угрозу его безопасности, либо занимают парковочные места, предназначенные для автовладельцев с инвалидностью. В остальных случаях власти могут лишь заблокировать авто. Комментируя обвинения, Дмитрий Рахматуллин указывал нам, что соответствующие знаки устанавливает не инспекция по парковке, а районные службы по эксплуатации дорожного полотна.

Однако даже если вину чиновников следствие докажет, то вряд ли правоохранители будут разыскивать владельцев безосновательно эвакуированного автомобиля. Если у владельца ТС есть подозрение, что его машину эвакуировали, намеренно разместив рядом знак "Дорожные работы", то он может обратиться в суд с заявлением о совершении уголовного правонарушения, говорит Фанштейн."Но это не гарантирует получение компенсации", – добавила она. По ее мнению, в случае неправомерно установленного знака "Дорожные работы" автомобилисты имеют на оспаривание постановления о наложении административного взыскания больше шансов. Но в таком случае необходимо предъявить фото- и видеодоказательства.